воскресенье

Шанель №5 - запах настоящей Леди.







«В России каждый милиционер знает Шанель № 5».

Реплика из фильма Л. Гайдая «Бриллиантовая рука»




Франция, 1920 год. Мадемуазель Габриель Шанель ещё не стала Великой, но уже заявила о себе в мире Высокой моды. Год назад в автокатастрофе трагически погиб ее возлюбленный Артур Кейпел. Смерть близкого друга отразилась естественным образом и на её творчестве.  Создав свое легендарное «маленькое черное платье», она погрузила всю Францию в траур, объявив моду на цвет ночи. Но летом 1920 года самой судьбой ей было уготовано встретить русского князя Дмитрия Романова, который бежал из своей страны из-за участия на покушение убийства Распутина. Он был моложе Коко на целых 11 лет, и вместо стелек в туфлях носил сложенную газету. Единственное, что он имел на тот момент по-настоящему ценное, были его высокое происхождение и титул.   «Эти русские величавы, красивы, великолепны. Но за всем этим ничего нет, только пустота и водка», - говорила Шанель, но, как истинная женщина, наперекор своим собственным словам увлеклась с необычайной страстью «этим самым русским». Благодаря этой увлеченности в её творчестве появилось множество работ с русскими мотивами и направлением.

Разумеется, что князь Дмитрий Павлович не создавал никаких духов и не давал им странного нумерологического названия. Он «всего лишь» внимательно отнесся к желанию Коко «создать духи, которые бы пахли Женщиной» и познакомил ее с Эрнестом Бо – бывшим придворным парфюмером семьи Романовых. Коко Шанель так хотелось усовершенствовать женщину,  чтобы её духи были таинственными, как шепот, и звучали не как строгий ультиматум, но как легкий намек. В то время, в котором жила Шанель,  женщины душились чересчур обильно и пахли слишком просто. В моде были цветочные ароматы, и от дам веяло: то фиалкой, то розой, то жасмином, то туберозой, а иногда и смесью из цветов. Но, к сожалению, составы были настолько одноцветны и просты, что быстро выветривались. Поэтому справедливо будет сказать, что в начале вечера от прекрасных красавиц просто разило парфюмом, а ближе к его финалу аромат становился почти едва уловимым. В отличие от модных тогда цветочных композиций, основывавшихся на натуральных эссенциях и быстро испарявшихся после открытия флакона, аромат «Шанель №5» благодаря своему альдегидному составу был стабильным и звучал многосложной пирамидой нот.

 Эрнест Бо работал над созданием аромата в течение нескольких месяцев и сделал более десяти разных пробных образцов. Мадемуазель Коко Шанель сама отбирала понравившиеся композиции, пока не нашла то, что искала – отражение образа женщины «от Шанель». Во время одной из таких проб она выбрала флакончик с номером 5, и запах ей пришелся по нраву. Вообще, великая Мадемуазель считала «5» своей счастливой цифрой. Был ли этот выбор случаен или нет, сейчас вряд ли кто сможет дать точного ответа. Но цифра 5 осталась в названии духов.

При первой пробе аромата обычно чувствуются нотки розы, жасмина и иланг-иланга — но постепенно они перекрываются альдегидами, которые создают неуловимое впечатление полярной свежести. Эрнест Бо вспоминал об истории этого аромата: «Я создал эти духи в 1920 году, когда вернулся с войны. Часть моей военной кампании прошла в северных странах Европы, за Полярным кругом, во время полуночного солнцестояния, когда озера и реки излучают особую свежесть. Этот характерный запах я сохранил в своей памяти, и после больших трудов и усилий мне удалось воссоздать его, хотя первые альдегиды были неустойчивы». Творческая смелость Бо позволила ему совершить переворот в мире парфюмерии: с помощью альдегидов он придал композиции аромата абстрактный характер. Духи с узнаваемым запахом, характерные для того времени, были заменены на сложный, неопределенный аромат, в котором даже самый опытный «нос» не мог вычленить его главных компонентов.

В составе Шанель № 5 чувствуется свежесть сада, в котором витают запахи необыкновенные и  незнакомые. И состоит этот аромат  из следующих парфюмерных нот:

Верхние ноты: альдегиды, нероли, иланг-иланг, бергамот, лимон.

Ноты сердца: ирис, корень фиалки, жасмин, ландыш, роза.

Базовые ноты: амбра, сандаловое дерево, пачули, мускус, виверра, ваниль, дубовый мох, ветивер.



 «В стеклянном флаконе с четко очерченными углами, пущенном в оборот Габриэль, замечательным было то, что он заставлял воображение приспосабливаться к новой знаковой системе. Желание вызывало уже не вместилище, а содержимое. Не предмет определял желание купить, Шанель обращалась к чувству, к обонянию: золотая жидкость, заключенная в прозрачный куб, была видна и должна была вызывать желание», - приводит Эдмонд Шарль Ру обобщающее описание флакона №5 в своей книге «Время Шанель».

 Очистив флакон от декоративных элементов, Шанель не только вынесла на первый план стекло во всем богатстве его культурно-мифологических смыслов, но и нарушила весьма существенные условности в сложившейся эстетике духов. Для современников прямоугольная форма флакона для дамских духов была непривычна, поскольку ассоциировался с мужскими одеколонами: женские флакончики традиционно изготавливались в более фантазийном стиле. Можно без особых натяжек сказать, что «Шанель №5» — парфюмерный аналог маленького черного платья: тот же универсальный минимализм, абстрактность содержания и чистый контур формы, обеспечивающие постоянную востребованность в культуре.  

 Долгая жизнь духов «Шанель №5» объясняется не только успешной формулой и современным дизайном, но и хорошей рекламой. Коко сама позировала для первых рекламных плакатов своих духов, что тогда было в новинку. Когда работа над созданием парфюма была завершена, Коко Шанель прибегла к маленькой хитрости. Вместо того, чтобы сразу же выставить духи на прилавки, она со словами: «Нет, нет, я тебе их не продаю, а дарю», вручила в качестве рождественского подарка  первые 100 флаконов духов своим подругам. Разумеется, это были те самые подруги, которые вращались в самых высоких и изысканных обществах. Новость о появлении нового аромата быстро распространилась среди благородной знати. И только тогда, когда ажиотажный интерес дам, не получивших флакон в «подарок» достиг пика в 1922 году,  духи Chanel №5 поступили в открытую продажу.

В своей маркетинговой политике «Шанель» изначально сделала ставку на знаменитые личности. Этот выбор был не случаен – в списке жертв «Шанель № 5″ числились самые красивые женщины столетия. Эти духи были непременным атрибутом Жаклин Кеннеди, что не могло остаться незамеченным широкой публикой. А ее главная соперница – Мэрилин Монро, сама того не сознавая, сделала «Шанель» бесценную рекламу. Когда журналисты попытались узнать у нее, в чем она предпочитает спать, самая желанная блондинка столетия улыбнулась и сказала, что на ней остается лишь несколько капель «Шанель № 5″. Это заявление произвело настоящий фурор: за всего лишь несколько дней было распродано несколько миллионов флаконов духов.

…Одни сочтут их резкими, другие - старомодными, третьи назовут «Chanel №5» «великовозрастными» духами с бескомпромиссными мужскими нотами. Но разгадать загадку его почти вековой популярности невозможно. Аромат Шанель №5 и по сей день является самым продаваемым. И, наверное, секрет этого кроется в том, что в нем воплотился дух самой Коко, говорившей: «Я против моды, которая быстро проходит. Это у меня мужская черта. Не могу видеть, как выбрасывают одежду лишь потому, что пришла весна». И в том, что Великая Мадемуазель всегда будет «в тренде», сомнений нет. Ведь она  - сама Легенда…


1 комментарий:

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...